Признаки | Индикаторы, контрольные мероприятия |
---|---|
«Тесные» контакты, частые индивидуальные переговоры, встречи с партнерами, клиентами | Переписка, разговоры по служебным телефонам, предыдущие места работы |
Переписка с партнерами, клиентами, содержащая «чувствительную» информацию | Переписка с корпоративной почты, запрет использования общедоступных почтовых серверов |
Болезнь накануне проверок, сделок | Анализ болезни, отсутствия сотрудников, участвующих в процессе (в случае срыва) |
Быстрое погашение кредитов | Кредитные истории Мониторинг закредитованности* |
Наличие друзей, родственников, являющихся учредителями, руководителями компаний, находящихся в зоне «риска» и возможного конфликта интересов | Тщательная проверка при трудоустройстве Выявление аффилированности |
Наличие трудовой деятельности в компаниях, являющихся конкурентами либо имеющими схожие виды бизнеса | |
Существенное повышение материального благосостояния: квартиры, машины, частые отдыхи за границей и т.д. | Мониторинг социальных сетей, прав собственности и т.д. |
Не предоставление управленческой отчетности, сопротивление ее введению | Проверки, в т.ч. с привлечением независимых экспертов, специалистов |
1 Предупреждение | 2 Выявление | 3 Фиксация | ||
Участники процесса | ||||
Подразделение безопасности | Подразделение внутреннего контроля | Подразделение безопасности | Подразделение внутреннего контроля | Подразделение внутреннего контроля |
Основной способ - Нормативное регулирование бизнес-процессов | Основные мероприятия | |||
Проверка Оценка рисков Подготовка рекомендаций |
Контроль выполнения требований ЛНД, процедур, полномочий, «красных» флагов | Служебные расследования | Горячая линия Программа «Сотрудники информируют» |
Горячая линия Программа «Сотрудники информируют» |
Автоматизация контрольных процедур |
Разработка программ лояльности сотрудников Привлечение сотрудников к участию в противодействии мошенничества |
Значимость деятельности сотрудников подразделений безопасности и внутреннего контроля, зависит не только от их профессиональной подготовки, но и от желания собственника навести порядок в бизнесе, нацеленности руководства компании на искоренение мошенничества, фрода.
Основные понятия:
МОШЕННИЧЕСТВО – хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ)
Фрод (от fraud— «мошенничество») — вид мошенничества в области информационных технологий, в частности, несанкционированные действия и неправомочное пользование ресурсами и услугами в сетях связи (https://ru.wikipedia.org)
ФРОД – несанкционированные действия или неправомочное пользование ресурсами, услугами
ФРОД-МЕНЕДЖМЕНТ – процесс предупреждения несанкционированных действий, выявление признаков фрода, а также блокирование операций, бизнес-процессов при их обнаружении
ФРОД-МЕНЕДЖЕР – сотрудник, участвующий в процессе (владелец процесса) предупреждения и выявления фактов фрода
ФРОДСТЕР – сотрудник, осуществляющий (подготавливающий) несанкционированные (мошеннические) действия, способные нанести ущерб финансовым, экономическим и другим интересам компании
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ФРОДА (далее - АППФ) – система предупреждения возникновения фактов фрода на основе формализованных признаков «красных флагов», анализа информационных массивов и совершаемых транзакций.
Автор: Хобта И.В.
Комментариев пока нет